Впервые с разработками компании Сognitive Technologies я познакомился два года назад (ЗР, № 2, 2017) - и тогда не без удивления узнал, что в России создают автопилот мирового уровня.
Поводом для новой встречи стало знакомство с 4D-радаром для беспилотников, который назвали радаром с когнитивной визуализацией (cognitive imaging radar). Аналоги разрабатывают несколько компаний в мире, но пока только россияне заявили о работающем прототипе, полностью готовом к серийному производству. На его разработку ушло четыре года.
Пока радар выставлен напоказ, но в серийном исполнении спрячется за решетку радиатора. Он «бьет» на расстояние до 280-300 метров с углами обзора 90° по горизонтали и 15° по вертикали. Больше и не нужно. Ближние подступы к машине по периметру охраняют ультразвуковые сенсоры, важные для автопилота объекты находятся невысоко от земли.
Для начала - о терминологии. 2D-радарами называют устройства, определяющие координаты предметов в горизонтальной плоскости. «Трехмерные» модели умеют вычислять скорость засеченных объектов. Следующему поколению досталось обозначение 4D - они способны работать и в вертикальной плоскости.
Значение новинки для беспилотного транспорта огромно. До сих пор радары вычисляли расстояние до объектов, траекторию их движения и скорость. Теперь радару по силам определять размер и форму предметов. На основании этих данных компьютер способен идентифицировать объект в соответствии с заложенной в память базой образов.
Наглядная демонстрация преимущества 4D-радара (1) перед лидаром (2). Натянутое в лаборатории полотно (3) имитирует дождь или снегопад. Стоящего в пелене «осадков» человека (4) радар видит (5), а для лазерного прибора ткань становится непроницаемой преградой (6).
Аналогичными возможностями обладает стереокамера. Некоторые автомобильные компании даже построили свои комплексы активной безопасности только на базе камеры, не используя радара. Так, в частности, работает система EyeSight на автомобилях Subaru. Однако в условиях недостаточной видимости видеообъектив слепнет. Для полноценного автопилотирования ему нужна подстраховка - например, радар. Но не с «горизонтальным» зрением (это тоже полумера), а «четырехмерный», 4D. В тандеме со стереокамерой он обеспечивает точность распознавания объектов до 97,7%.
На тестах компании Сognitive Technologies новый радар показал отличный результат: на каждые 50 часов поездки он допускал меньше одной ошибки распознавания предметов.
Прокатился на прототипе и я. Конечно, не в автопилотируемом режиме - в России на дорогах общего пользования это пока запрещено. Работу 4D-радара наблюдал на огромном мониторе, установленном вместо переднего пассажирского сиденья. Распознанные объекты отражаются на экране разными цветом и формой - в зависимости от высоты и общих габаритов. Промахов система не допустила.
Так видит мир 4D-радар. Цвет метки обозначает тип объекта, высота вертикальной линии - его высоту.
Лидары по-прежнему устанавливают на серийные машины и даже прототипы. По мнению экспертов отечественной компании, лидар в автомобильной отрасли не приживется: дóрог, ненадежен, бессилен в плохих погодных условиях.
В следующем году российская компания готова запустить свою разработку в серию. По словам представителей компании, в ней заинтересованы ведущие автоконцерны: ведутся переговоры с немецкими и южнокорейскими брендами, уже есть предзаказ на 200 тысяч 4D-радаров.
Цена готового устройства составит несколько сотен долларов. Это вполне приемлемо. Тем более что в течение ближайших лет автопилот останется привилегией премиальных автомобилей. Позже, по мере роста масштабов производства, радар обязательно подешевеет. К 2020 году предполагается выпускать по 4-4,5 млн приборов ежегодно. Эксперты крупнейшего аналитического агентства MarketsandMarkets оценивают общий объем мирового рынка автомобильных радаров в 2021 году в 6,6 млрд долларов, или 153,3 млн устройств, с ежегодным ростом на 24%.
Офис компании Сognitive Technologies располагается в особняке 1928-1930 годов постройки. Это здание проектировал архитектор-конструктивист Константин Мельников. Перед входом стоит памятник Ленину: и сто лет спустя под его присмотром вершится революция. На сей раз - технологическая.
------------------
ПЫ СЫ:
Спутник «Глонасс-М», ранее выведенный на внеплановое техническое обслуживание, введён в систему 13 января, согласно составу группировки спутников ГЛОНАСС, опубликованному информационно-аналитическим центром координатно-временного и навигационного сообщения.
График состояния группировки ГЛОНАСС показывает, что спутник «Глонасс-М» №736 был введён в систему 13 января около 02:00.
Сейчас в составе группировки ГЛОНАСС находится 26 космических аппаратов: 24 используются по целевому назначению, один находится в орбитальном резерве, ещё один спутник проходит лётные испытания.
-----------
Российские ученые потеряли связь с орбитальным телескопом «Радиоастрон»
Аппарат не передает телеметрию, однако с него по-прежнему можно получить научные данные. Контроль над радиотелескопом потерян, установить причину сбоя в связи пока не удалось
10 января во время штатного сеанса связи получить отклик с аппарата астрономам не удалось. «С того момента было проведено уже три нештатных сеанса связи при помощи антенн в Уссурийске и Медвежьих озерах, и упорно работающим специалистам НПО им. Лавочкина пока не удалось связаться со спутником», - сообщил Ковалев.
Аппарат не передает телеметрическую информацию и не принимает управляющие команды. Вместе с тем провести сеансы получения научных данных с «Радиоастрона» ученым удалось. Из этого следует, что, несмотря на потерю управления, аппарат продолжает работать.
РБК направил запрос в НПО им. С.А.Лавочкина.
По словам Юрия Ковалева, в настоящее время радиотелескоп переведен в наиболее оптимальный режим, который позволяет не допустить перегрева аппарата. «Даже при отсутствии связи удалось узнать, что аппарат жив, на борту есть питание, научная аппаратура жива, высокоинформативный радиокомплекс работает. Похоже, что со спутником все нормально, и проблема заключается в том, что не включается передатчик по команде с Земли. Сейчас НПО им. Лавочкина занимается тем, чтобы решить эту проблему», - пояснил он.
В Роскосмосе напомнили, что гарантийный срок работы аппарата истек еще в 2014 году. Тем не менее, сейчас специалисты госкорпорации пытаются решить проблему со связью.
«Радиоастрон» - проект орбитального радиотелескопа, главную роль в котором играет Россия. На орбиту телескоп был запущен в 2011 году с Байконура на борту аппарата «Спектр-Р». В рамках проекта наблюдения за объектами в космосе ведутся одновременно с орбиты и с наземных радиотелескопов, синхронизированных с аппаратом. Благодаря этому создается единый интерферометр сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения.
Изначально проект был рассчитан на пять лет, однако впоследствии неоднократно продлевался. В 2011 году, на момент запуска, ожидалось, что сам аппарат сможет оставаться на орбите девять лет до вхождения в атмосферу Земли и сгорания. Однако коррекция орбиты позволила продлить срок службы аппарата «Спектр-Р».
---------------
ПЫ СЫ 2: Юра, сравни куда идет Украина с томосами, факельными шествиями, жизнью в долг и неясными перспективами для молодых и Россию, со всеми ее минусами (разорванная в клочья экономика, пьяные медведи с балалайками на улицах, кровавое ФСБ и т.д.).
По прогнозам мин.экономики ФРГ Россия обойдет Германию по экономическому развитию уже к 2020-му году. Станет 5-ой экономикой мира, это в условиях санкций:)
https://www.youtube.com/watch?v=DAR_9oJy1TQ
- дрон убілся ап стєну..