Блоги → Перегляд

ПАТРИОТИЗМ И НАЦИОНАЛИЗМ. СТРАТЕГИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОСТРОВА.

Субота, 04:13, 15.05.10

Рейтинг
17 0
Переглядів
2677

0
0

9f32d7bf.jpg

Я хочу привлечь внимание к проблеме взаимодействия новой украинской государственной власти и националистического крыла украинских же патриотических сил.

1. Введение в проблематику.

Думаю, можно констатировать две тенденции:

Первая. Новая власть продемонстрировала свою дееспособность и активность, наличие как самой политической воли, так и достаточную консолидацию для реализации избранной политики.

Вторая. Растёт давление на власть со стороны националистически настроенной оппозиции, причем стиль давления, его методы и идеи, - становятся более радикальными.

Я не хочу давать оценку ни действиям власти, ни националистам. Для интересующей меня проблемы важно, что и то, и другое – существует объективно. И власть, и националисты имеют существенное влияние на общество и перспективы развития Украины.

Хочу внести ясность, что я подразумеваю под словами «патриотические силы».

По моему мнению, каждый здравомыслящий человек в состоянии субъективно выделить на политической арене те силы, кто действительно защищают национальные интересы Украины и заботятся о благе нашего народа. Обращаю внимание, что каждый из патриотов делает это в меру своего понимания. Эти частные понимания могут совпадать, а могут вступать в противоречие, вплоть до антагонизма. Спектр патриотических сил в нашей стране весьма широк – от национал-социалистов до левацких радикалов, от новоязычников до православных монархистов. Все эти течения несут в себе не только патриотические составляющие, но и другие мотивы: бизнес-интересы, личные амбиции, влияние внешних сил, и т.д. и т.п., вплоть до откровенно деструктивных.

Учитывая сложность реальной политической системы, включающей как формальные, так и неформальные, как публичные, так и непубличные составляющие, - я ввожу понятие «националистическое крыло патриотических сил». Это искренние приверженцы различных версий националистических идеологий, при этом патриоты в указанном выше понимании. Наиболее заметны на данный момент украинские патриоты-националисты.

Мне, как думающему человеку, важно, чтобы и власть, и патриоты-националисты действовали мудро и на благо Украины.

Я вижу реальный риск эскалации внутреннего конфликта. Более того, есть угроза, что и власть, и патриоты-националисты в этом конфликте всего лишь сыграют отведённую им роль, не будучи ни режиссерами драмы, ни её сценаристами.

Я, опять же, не ставлю задачу находить - «а чьи это уши торчат?», тема о режиссерах и сценаристах – требует особого разговора. Пока просто констатирую, есть угроза, что нас здесь, на нашей общей Родине, «отиспользуют втёмную», столкнут лбами.

К сожалению, в истории мы найдём немало примеров успеха подобных закулисных игр. Печальный опыт Югославии – ещё свеж: причем страна была более развита и в экономическом, и военном отношении, чем Украина. Беда Югославии в концептуальном безвластии, в результате чего внешним силам удалось реализовать свой сценарий.

2. Актуализация.

Одним из главных поводов для раздора стали «Харьковские договорённости», особенно по базировании российского флота в Крыму.

Никаких политических оценок я давать не собираюсь, но договорённости есть, это факт.

Продление базирования ЧФ в Крыму - яростно критикуется украинскими националистами. Они считают, что базы и флот чреваты многочисленными угрозами независимости, суверенитету и территориальной целостности Украины.

Отмечу отдельно, их тезис о том, что договорённости провоцируют конфликт в украинском обществе, что фактически подтверждается.

Но у конфликта есть не только повод, но есть и конфликтующие стороны. И от выдержки и ясности понимания сторон зависит, к каким последствиям данный повод приведёт.

На мой взгляд, очевидно – конфликт вокруг флота, да и вообще конфликт с Российской Федерацией – это автоматически конфликт внутри Украины.

Тот, кто это понимает и сознательно обостряет ситуацию – играет с огнём. Если же он ситуацию не понимает, то является марионеткой, пешкой в чужой игре. «Самый лучший агент – тот, который не знает, что он завербован».

 При этом я считаю, что национальные интересы действительно нуждаются в защите. Я считаю, что мы не вправе слепо доверять кому-то из соседей. Украина, её власть и оппозиция, патриоты всех идеологических мастей, обязаны трезво оценивать риски и угрозы.

Лично я в проблеме российского флота в Крыму вижу две реальные угрозы:

Первая. Опасность втягивание Украины в конфликт с третьей стороной (согласно международному праву, юридически Украина участвовала в войне с Грузией на стороне России и грузинские бомбардировщики, если бы они были, имели полное право нанести «удары возмездия» по украинским объектам).

Вторая угроза – тоже гипотетическая, связана с политической ситуацией внутри самой Российской Федерации. Если там к власти придёт агрессивное шовинистическое правительство (национал-вождисткого, например, толку), то база флота в Крыму может действительно стать проблемой.

Эти риски есть. И мы все понимаем, что «лучше быть богатым и здоровым,  чем бедным и больным». Однако политические реалии таковы, что выбирать приходится в очень сложной ситуации. Есть риски, есть и выгоды. Хороший или плохой, но выбор сделан.

Националисты жестко на это выбор отреагировали. И я могу их понять, они действительно считают, что он угрожает интересам народа и государства Украины. Но разве эскалация конфликта по поводу флота – не угрожает тем же интересам?

Разве не понятно, что интересы Родины лучше защищать так, чтобы Родина не страдала от самого процесса защиты?

В то же время, есть в сфере внешней политики Украины проблема, где всё гораздо более однозначно.

Проблема, не  несущая в себе угрозу внутреннего конфликта.

Проблема, в которой есть более чем реальная угроза независимости, суверенитету и территориальной целостности Украины.

Проблема, которой не уделяют должного внимания ни власти, ни националисты.

Это шельф острова Змеиный.

Справка:

Остров Змеиный: координаты 45°15′ с. ш. и 30°12′ в. д., расположен в Черном море в 37 км к востоку от побережья, на широте средней части дельты Дуная. Площадь Змеиного составляет 20,5 гектара; расстояние между крайними точками - 615 и 560 метров.

Известен с античных времён.

В источниках эпохи европейского Средневековья остров Змеиный не упоминался.

В 1801 году мичман русского Черноморского флота Н.Д. Критский определил местоположение острова астрономически; в 1823 году была проведена топографическая съемка и составлен подробный план.

После войны с Турцией 1828-1829 гг Россия приняла решение о возведении на Змеином маяка. Работы велись с 1837 по 1842 год.

После поражения в Крымской войне Россия потеряла устье Дуная.

Крымскую войну завершил подписанный в Париже трактат между побеждённой Россией и Францией, Австрией, Англией, Пруссией, Сардинией и Турцией. Также было признано необходимым и впервые определить статус острова Змеиного. Статья III трактата гласит: "Имея в виду, что трактат 30 марта 1856 года, как и трактаты, ранее заключенные между Россией и Турцией, хранят молчание о Змеином острове, высокие договаривающиеся стороны, признав более соответственным считать этот остров принадлежащим к дельте Дуная, определяют его подвластность согласно постановлениям предшествующей статьи". Предшествующая, т.е. II, статья отдаёт острова дельты Дуная под власть Турции.

1878 г. — получившая независимости от Оттоманской империи Румыния начинает владеть островом Змеиный.

28 августа 1944 года - на остров был высажен десант советского Черноморского флота, и Змеиный перешел под фактический контроль СССР.

23 мая 1948 года - представители советской и румынской сторон подписали протокол, по которому Румыния официально передала остров Змеиный под юрисдикцию СССР.

1980-е годы — возле острова обнаружены залежи нефти и газа.

1994 г. — Румыния денонсировала договор о госгранице с СССР и начала переговоры с Украиной о статусе Змеиного.

1997 г. — Румыния отказалась от претензий на остров, чтобы получить возможность стать членом НАТО.

2002 г. — правительство Украины решило демилитаризовать остров и превратить его в объект туризма.

2004 г. — Бухарест обратился в Международный суд ООН с иском о делимитации Черноморского шельфа.

2006 г. — Украина представила в Международном суде ООН свою позицию.

Сентябрь 2008 г. — суд начал рассмотрение дела.

3 февраля Международный суд ООН в Гааге разрешил  территориальный спор между Украиной и Румынией о разделе Черноморского шельфа и экономических зон возле острова Змеиного.

По решению суда, под контроль Румынии перешло 79,34% спорных территорий Черноморского  шельфа (9,7 тыс. из 12,4 тыс. кв. км). В распоряжение Украины передали  только 12 миль  (около 20 км) территориального моря вокруг острова.

88a7cb20.jpg

По оценкам румынских экспертов, на отошедшей Румынии территории находятся большие месторождения газа (около 70 млрд куб. м) и нефти (около 12 млн т) — примерно годовой объем потребления этих энергоресурсов в Украине.

В 2001 году госкомпания «Черноморнефтегаз» пробурила скважину на спорном участке, подтвердив наличие углеводородов в шельфе в геологической структуре «Олимпийская» (около 40 км к югу от Змеиного). По решению суда, этот участок шельфа войдет в исключительную экономическую зону Румынии.

Украина, признав решение суда, потеряла 9700 кв. км акватории и залежи энергоресурсов на шельфе!

Сейчас, ведя споры о национальных интересах Украины, никто не вспоминает об этой потере.

И если логику властей в вопросе Змеиного понять можно – есть юридическое решение, нравится оно или нет, но оно – есть, вроде бы надо исполнять.

А вот понять логику националистов, если они истинные патриоты – я не мгу!

Почему в этой ситуации украинские националисты не требуют пересмотра и отмены договоренностей?

Неужели потому, что румынам сдавать национальные интересы можно, а россиянам – нельзя?!!

Тогда это – политика двойных стандартов.

Я, впрочем, думаю, что всё не так. Дело в концептуальной неопределённости, отсутствия должного понимания угроз и возможностей.

Внесению ясности по проблеме Змеиного и посвящена данная статья.

На схеме представлена диспозиция субъектов и объектов, модель сильно упрощена, но позволяет взглянуть на проблему в целом.

 

15616cbf.jpg

Основная идея статьи – дать повод задуматься: и аналитикам президента и правительства, и лидерам националистических сил.

3. Нравственный выбор.

Должны ли патриоты Украины соглашаться на аннексию украинской акватории и шельфа о. Змеиный?

Моё мнение – НЕТ!

Речь идёт не об угрозе, которая может привести к вреду, а может – и нет.

На нас напали и уже успели захватить нашу акваторию и запасы энергоносителей!

Мы действительно теряем акваторию и недра, фактически – это нападение на уровне дипломатических войн, надо признать, что первую битву ми уже проиграли. Враг в этой дипломатической войне – Румыния (страна-член НАТО).

Что делать?

Предлагаю обсудить возможную стратегию. Мой вариант:

1. Общество и власти должны занять чёткую позицию, нацеленную на защиту государственных интересов.

2. Проанализировать юридический аспект для уменьшения негативных последствий от проводимых мероприятий, в т. ч. продумать алгоритм признания неправомочными и нарушающими Конституцию действий должностных лиц, которые нанесли вред государству и привели к потери территориальной целостности Украины.

3. Отказаться признавать правомочность решений суда по о. Змеиный и жестко запретить какие-либо иностранные исследования в акватории острова. Изменение границ зон в акватории может быть только с согласия Украины, иначе нарушается наш национальный суверенитет и принцип нерушимости границ.

4. Быть готовыми силою пресекать нарушения государственного суверенитету.

5. Требовать, как политическое условие базирования ЧФ РФ в Крыму, поддержку, политическую и военную, в этом деле от властей России.

6. Поддерживать власти Приднестровья и проукраинские силы в Молдове, как рычаг давления на Румынию.

7. Сохранить таким образом статус-кво, существовавший во время советской власти.

8. Продвигать экономические проекты в акватории, чтобы там уже были украинские объекты и ни у кого не возникали иллюзии, что у нас что-то можно отторгнуть!

Румынская сторона, начав процесс, приведший 3 февраля 2009 года к решению Международного суда справедливости ООН по иску Румынии к Украине о пересмотре линии границы исключительных морских зон на Черном море, отказалась от ранее взятых на себя обязательств. Напомню, 23 мая 1948 года на самом острове Змеином представители советской и румынской сторон подписали протокол следующего содержания:

"Мы, нижеподписавшиеся, Мезинческу Эдуард, полномочный министр в качестве представителя Министерства иностранных дел Румынской Народной Республики, и Шутов Николай Павлович, первый секретарь посольства в качестве представителя Министерства иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик, на основании и во исполнение советско-румынского протокола, подписанного в Москве 4 февраля 1948 года, составили настоящий протокол в том, что сего числа в 12 часов по местному времени остров Змеиный, он же Шерпилор, расположенный в Чёрном море под 45 градусов 15 минут 18 секунд северной широты и 30 градусов 19 минут 15 секунд восточной долготы от Гринвича, возвращен Румынской Народной Республикой Советскому Союзу и включён в состав территории Союза Советских Социалистических Республик. Передача острова оформлена подписанием настоящего протокола. Составлен на острове в 2-х экземплярах на румынском и русском языках каждый".

По сути, шельф Змеиного – это экзамен на способность Украины защищать свой территориальный суверенитет и ресурсы, то наследие, что досталось нам от Российской империи и СССР.

Выдержим ли мы этот экзамен?..

 

Александр Орлов

Харьков, 2-10 мая 2010.

 

При подготовке материала использовались ресурсы:

 

Коментарі

Целиком поддерживаю. Очень трезвый подход к вопросу. А возвращение о. Змеиного, с учетом наших энергетических проблем и возможной выгоды от промышленной разработки шельфа, должно стать вопросом национальной безопасности.
0

Більше того, тре йти далі - пред"явити Румунії претензії щодо їхніх территорій у південній Буковині і на Прикарпатті, Карпати мають стати єдиною гірською системою України! Із такими лозунгами йти до посольств Румунії в Україні, пікетувати їх. Чому націоналісти про це не подумали своєчасно?
Браво, Александр! Отличный блог. Выложу у себя со ссылкой на Вас, если не возражаете - люди должны это увидеть!
Выдержим ли мы этот экзамен?..

Экзамен... продан.
+1

Таперыч, хочется верить, что еще не все потеряно. Ведь еще есть неравнодушные и умные люди, такие, как автор этого блога, например!
+!
Politiko – перша українська політична соціальна мережа, яка об'єднує політиків, експертів, журналістів, лідерів партій та виборців України в рамках одного співтовариства.

Записи по темі