Блоги → Перегляд

Про школу и насилие

Четвер, 03:51, 16.07.09

Рейтинг
10 2
Переглядів
3787

0
0
У цій статті згадуються

После дискуссии в посте Руслана Синельникова "Знай, що самозахист, спокій і безпека в твоїх руках!" о плюсах и минусах всеобщего вооружения, решил узнать зачем же в школу приносят оружие и в чем причина данной проблемы.

К счастью мне попалась статья из газеты "Вести Образования", которой спешу поделиться со всеми заинтересованными.

1212550728_creo1_06.jpg

Массовые убийства в школах и ВУЗах США происходят регулярно. В отличие от иных типов насильственных преступлений, убийцы сознательно выбирают школу в качестве мишени и не ограничиваются одной жертвой. Во многих случаях убийцами становились учащиеся или выпускники пострадавшей школы, однако достаточно часто убийца не имел прямого отношения к этому учебному заведению.

Феномен

Несмотря на то, что подобные преступления широко известны и привлекают внимание общества, об их причинах и мотивах, побуждающих убийц устраивать "кровавые бани", известно мало. Обычно анализ преступлений базируется на двух китах - изучении статистики и допросах преступников. Однако стрельба в школах оставляет слишком мало информации: эти преступления совершаются относительно редко, а убийцы очень часто оказываются неспособными дать информацию - они либо кончают с собой на месте событий, либо погибают в перестрелке с полицией. Поэтому многие исследователи этого феномена подчеркивают, что их выводы ни в коем случае нельзя воспринимать как абсолютно объективные - недостаток информации для анализа неизбежно приводит к ошибкам и пробелам.

За последние два десятилетия Американская Психологическая Ассоциация опубликовала много исследований феномена школьных убийств. В них обращается внимание на то, что это уникальный тип преступления. Во-первых, убийца изначально настроен на то, чтобы унести как можно больше жизней. Он не приходит в школу, чтобы убить только обидчика или наказать свою девушку, ушедшую к другому. Даже убив (ранив) недруга, он не останавливается. Некоторые психологи (например, автор многих работ на эту тему - профессор Дьюи Корнелл из Университета Вирджинии) уверены, что здесь есть попытка подражания видеоиграм или кинофильмам, герои которых, обходят здание и убивают, убивают, убивают... Во-вторых, убийство является основным и единственным мотивом совершения преступления. Обычные преступники убивают с какой-то целью, например, самообороны или грабежа. Школьные убийцы только убивают.

«Школьный мститель»

ФБР в 1999 году опубликовало доклад (называется "Школьный Мститель"), в котором выделены основные черты молодых людей, наиболее склонных совершать подобные преступления. Авторы исследования указывают, что их выводы имеют косвенный характер, потому что подобными чертами обладает слишком много подростков. В любом случае, потенциальный организатор школьных побоищ - мужского пола (девушки совершали подобные убийства крайне редко), принадлежит к белой расе (то есть, не является представителем недолюбливаемого меньшинства), ему 16 лет, он обладает хорошим здоровьем и высоким уровнем интеллекта.

Он происходит из семьи среднего класса, однако его семья имеет большие внутренние проблемы (например, родители постоянно ссорятся и враждуют друг с другом), о чем окружение не знает. Он считает себя "волком-одиночкой", часто принадлежит или декларирует свою принадлежность к группировке, пропагандирующей ненависть (к примеру, один из подобных убийц - американский индеец - считал себя истинным арийцем и декларировал свою любовь к нацистской Германии). Этот подросток ходит в общественную, а не частную школу. В его семье были случаи психических заболеваний, алкоголизма иили наркомании. В доме потенциального убийцы хранится оружие, он сам умеет стрелять и уже пытался применять оружие против врагов внутри семьи. Школьные убийцы практически никогда не занимались спортом.

Потенциальный убийца имеет проблемы с самооценкой, он нечестен, скрытен, склонен к нарциссизму и вандализму, не способен наладить контакт с основной группой своих однокашников и часто испытывает серьезные проблемы в общении с девушками (однако ни один из школьных убийц не был гомосексуалом или бисексуалом).

Еще ряд особенностей связан с духовной жизнью подобных людей. Они интересуются не религией, а насилием - реальным или нереальным. Они постоянно фантазируют на темы насилия, часто играют в соответствующие компьютерные игры, смотрят фильмы, слушают музыку, украшают свою комнату плакатами и картинами соответствующего содержания. Во время совершения преступления первыми жертвами школьного убийцы в большинстве случаев становятся женщины или успешные ученики.

Любопытно, что школьные убийцы практически никогда не имели репутации драчунов или хулиганов. Кроме того, их знакомые сообщали, что чувство юмора у них было не развито, или принимало пугающие формы.

Закономерность

В 2002 году Секретная Служба США и Министерство Образования США опубликовали доклад о закономерностях подобных преступлений в США. В нем, в частности, обращается внимание на следующий факт: большинство насильственных преступлений в американских школах происходят в районах, населенных малообеспеченными людьми, где хорошо развита криминогенная среда - то есть, школы находятся в эпицентре рутинной криминальной активности, а многие малолетние преступники посещают или когда-либо посещали эти учебные заведения. Однако массовые убийства в подобных школах происходят крайне редко - убийцы по неизвестным причинам предпочитают атаковать вполне благополучные школы, расположенные в пригородных или сельских районах, где обитает средний класс.

Кроме этого, крайне сложно составить портрет "типичного" массового убийцы такого рода. Традиционные факторы отбора, практикуемые американскими криминалистами при поиске, например, серийных убийц, здесь не подходят. Большинство организаторов резни в школе выросли во вполне благополучных семьях (хотя некоторые были приемными детьми или их родители были разведены) и не особо страдали от унижений (впрочем, некоторые исследователи утверждают, что подобные убийцы иногда мстили своим реальным или выдуманным обидчикам).

Всех убийц объединяет только одно: во всех случаях, стрельба в школе начиналась по заранее обдуманному плану, а не была спонтанной акцией. Будущие убийцы тщательно готовятся к преступлению, они собирают настоящие арсеналы, обсуждают свои планы со знакомыми или даже вывешивают информацию об этом в Интернете.

В 2007 году психиатр Рональд Пайс опубликовал в газете Psychiatric Times статью, в которой обратил внимание еще на один аспект проблемы: убийцы выбирают в качестве жертв людей, имеющих символичное значение для них лично, а не для общества. К примеру, в 1989 году в Канаде убийца ворвался на территорию Монреальской Политехнической Школы с криком "Я ненавижу феминисток!", после чего застрелил 14 студенток - студентки с тубусами были для него символом феминизма. В 2006 году убийца ворвался в школу, расположенную неподалеку от американского городка Никель Майнс, где учились дети амишей - религиозной группы, пропагандирующей ненасилие и пацифизм. Он мстил за унижения, которые претерпел 20 лет назад, а амиши стали для него символом чего-то неприятного - в школе он убил пятерых девочек. Еще более показательная история случилась в 1979 году. 17-ти летняя школьница из города Сан-Диего в подарок на Рождество получила помповое ружье. Через две недели после праздника, она пришла в свою школу и открыла огонь. Восемь детей и полицейский были ранены, двое учителей, пытавшихся спасти жизни школьников - убиты. После того, как убийцу арестовали, она объяснила причину своих действий, заявив буквально следующее: "Я ненавижу понедельники!".

По данным Министерства Юстиции США, большинство атак на школы завершалось без помощи правоохранительных органов. Нападавшие либо прекращали огонь по собственной инициативе, либо кончали жизнь самоубийством, либо нейтрализовывались другими школьниками и студентами.

В базе данных Школьного Центра Исследований Насилия хранится детальная информация обо всех преступлениях, совершенных в школе или школьниками. В общей сложности, за 20 лет - с 1986 по 2006 год - в США произошло 80 случаев нападений убийц на школы.

В большинстве случаев преступники использовали огнестрельное оружие (здесь жертв было больше), но иногда пытались убивать и с помощью ножей, кинжалов, топоров и даже мечей (если в распоряжении преступника было только холодное оружие - жертв было меньше).

Опасность

Одна из главных опасностей, которую несут школьные убийства, заключается в том, что подобные преступления часто воодушевляют иных преступников. Эти преступления привлекают особое внимание СМИ, политиков и общества, потенциальные преступники внимательно следят за процессом (например, сидя перед телевизором) и принимают решение. Хрестоматийным примером такого рода стало массовое убийство в школе Columbine High School, совершенное двумя подростками 20 апреля 1999 года (15 убитых, 19 раненых). Кэтрин Рамсланд, автор книги "Человеческий Хищник", отмечает, что уже в мае 1999 года были предприняты попытки повторить это убийство (убийц остановили на стадии подготовки и обсуждения предстоящей резни), преступления в этом стиле совершались в 2001 и 2003 году. В США было отмечено несколько пиков количества подобных преступлений, во многом они объясняются именно феноменом "копирования". Таким образом складывались события в 1996, 1998 и 2002 годы.

Кэтрин Ньюман, автор книги "Неистовство: Социальные Корни Массовых Убийств в Школе", на основе анализа ряда подобных преступлений подчеркивает, что эффективных методов, способных предотвратить подобные трагедии не существует. Теоретически школы и ВУЗы имеют возможность оценивать учащихся с точки зрения их потенциальной опасности. Однако не существует способа отделить агнцев от козлищ - подавляющее большинство подростков и юношей, способных вызвать подобные подозрения, никогда не преступают грань закона. Ньюман обращает внимание еще на два аспекта этой проблемы: во-первых, сами учебные заведения имеют мало информации о своих учащихся - их жизнь вне здания школы часто остается неизвестной для педагогов и даже для однокашников; во-вторых, школьные убийцы действуют по схеме, описанной писателем Робертом Льюисом Стивенсоном в романе "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, там законопослушный и добропорядочный доктор Джекил перерождался в злобного мистера Хайда -  все убийцы были если не образцовыми, то хорошими учениками, однако они копили ненависть и тщательно планировали убийство.

Эксперименты

Попытки выявить потенциального убийцу в рядах школьников и студентов предпринимались и на практике. Однако эксперименты заканчивались неудачно. К примеру, в 2000 году Бюро по Контролю за Алкоголем, Табаком и Огнестрельным Оружием, в сотрудничестве с консалтинговой фирмой Gavin de Becker создало компьютерную программу Mosaic. Mosaic предназначена для анализа биографий и качеств характера школьников - на основе имеющихся критериев она позволяла выявить тех подростков, которые потенциально более склонны к совершению подобный убийств. Программу получили 20 американских школ, однако родители, узнавшие об этом, возмутились и эксперимент свернули.

Исследовательский KidsPeace Institute, специализирующийся на изучении проблем детского и подросткового насилия, в свою очередь, считает, что подобные преступления предотвратить возможно. Однако первую скрипку в этом деле должны играть не педагоги, а родители и психологи. Основываясь на ряде научных исследований, эксперты KidsPeace Institute утверждают, что психологи и в необходимых случаях психиатры могут скорректировать модели поведения подростков, которые потенциально могут стать убийцами. Однако, подчеркивается, что это дело сложное - треть школьных убийц некогда посещали профессиональных психологов, а у каждого пятого из организаторов резни было выявлено психическое расстройство.

Массовое явление

В 2001 году Университет Орегона проверил, какие долговременные последствия оказывают на людей массовые убийства в школах. Для этого были опрошены ученики школы Thurston High School (расположена в городе Спрингфилд, штат Орегон). В 1998 году 15-ти летний подросток сперва застрелил своих родителей, а потом отправился в школу, где убил еще двух своих сверстников (25 учеников и учителей получили ранения). Он был задержан и приговорен к 112-ти годам заключения. Опрос показал, что школьники, которые были непосредственными свидетелями бойни, жаловались на постоянное нервное напряжение, их мучили кошмары, они намного чаще обычного (в четыре раза чаще, чем их сверстники, не видевшие убийств) срывались на крик при обсуждении каких-либо спорных вопросов. 25% учеников школы страдали от депрессий, бессонницы, им стало сложнее учиться.

Наиболее часто массовые убийства происходят в американских школах. Частично это принято объяснять доступностью оружия в США - большинство преступников, перед началом бойни, заимствовали его у родителей или знакомых. На руках 300 млн. американцев, включая грудных младенцев и глубоких стариков, ныне находится около 100 млн. стволов. Однако подобные преступления имели место и в иных странах, в том числе и тех, в которых доступ к огнестрельному оружию ограничен.

К примеру, в 2004 году в школе, расположенной в небольшом аргентинском городке Кармен-де-Патагонес, 15-летний ученик в упор расстрелял своих одноклассников. В результате, четыре человека погибли и пятеро получили ранения. Школьник стащил пистолет у своего отца-военного. В 2002 году схожая история произошла в республике Босния-Герцеговина (город Власеница): ученик застрелил своего учителя, тяжело ранил другого и застрелился сам. Тогда же в школе, расположенной в германском городе Эрфурт, учащийся убил 13 учителей, двух школьников и полицейского (он также застрелился). За последнее десятилетия подобные эксцессы происходили в Швеции, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Китае и Йемене.

Убийства в школах стали одним из сюжетов массовой культуры. Про них пишут романы и повести (наиболее известным автором, обратившимся к этой теме, вероятно можно считать Стивена Кинга, который в 1977 году опубликовал роман "Ярость"Rage), снимают фильмы (вероятно, последней известной лентой такого рода стал документальный фильм "Боулинг для Коломбины" режиссера Майкла Мура) и поют песни (композиции об этом есть у групп Pearl Jam, Rammstein, Marilyn Manson, Metallica и у Элтона Джона).

Первую резню в американской школе организовали не дети, а взрослые. В 1764 году индейцы из племени дэлаваров ворвались в школу, организованную белыми колонистами (она была расположена неподалеку от городка Гринкасл, в штате Пенсильвания). Индейцы убили и сняли скальпы с учителя и десяти учеников.

Самое кровавое преступление такого рода также было организовано взрослым. В 1927 году в городе Баф (штат Мичиган) член школьного совета (фермер) застрелил свою жену, взорвал ферму, после чего заложил взрывчатку под зданием школы и взорвал его. Когда на месте происшествия появилась полиция, фермер произвел еще один взрыв - на этот раз сдетонировал его автомобиль, нагруженный гвоздями, гайками и иными кусками металла, выполнившими роль шрапнели. Результат: 45 убитых, включая 38 детей. Убийца кричал, что взорвал школу потому, что налоги на ее содержание разорили его.

По подсчетам Национального Центра Предотвращения ТравмNational Center for Injury Prevention and Control, лишь 1% убитых и раненых американских школьников становится жертвами серийных школьных убийц. Остальные пострадали от действий "обычных" преступников.

Криминальная статистика

Криминогенная обстановка в кругах подрастающего поколения США не особо хороша. Ежегодно в примерно 100 тыс. американских школ происходит 12-20 преступлений с применением оружия (в основном, грабежи или разборки членов подростковых банд). В 2003 году (последние доступные данные) 5.57 тыс. американцев в возрасте от 10 до 24-х лет были убиты, в 82% случаев убийство было совершено с помощью огнестрельного оружия. В 2004 году более 750 тыс. юных американцев получили ранения и травмы в результате актов насилия.

Опрос, проведенный в 2004 году государственными Центрами Контроля и Предотвращения Заболеваний, показал, что 33% американских школьников дрались один или более раз в 12 месяцев, предшествовавших опросу. 17% опрошенных признались в том, что приносили в школу оружие (нож, кастет, пистолет и пр.) в течение 30 дней, предшествовавших опросу - в американских учебных заведениях это строжайше запрещено, исключений не делается даже для игрушечных пистолетов. 6% школьников заявили, что периодически прогуливают занятия, потому что не ощущают себя в безопасности (в школе или по дороге в школу). В 2000 году Центр Исследований Безопасности Детей подсчитал, что прямой и косвенный ущерб подросткового насилия обходится экономике США в $158 млрд. ежегодно.

В результате опроса, проведенного Детской Больницей имени Люсиль Пакард в 2007 году, выяснилось, что девять из десяти учащихся младших классов американских школ когда-либо страдали от агрессии со стороны своих однокашников. В свою очередь, 60% школьников признались в том, что они сами подобным образом обижали своих соучеников. В рамках исследования изучались два типа агрессии такого рода (в США принят термин "буллинг"): прямая, когда угрожают или применяют на практике физическое насилие, или косвенная, когда в отношении жертвы распускаются неприятные слухи, ее обзывают, с ней не разговаривают и пр. Еще один вывод исследования не был неожиданным: жертвы буллинга чаще жалуются на депрессии, одиночество и задумываются о самоубийстве, чем их более благополучные сверстники.

Однако авторы статей в сборнике "Школьное Насилие. Страхи против Фактов"School Violence: Fears Versus Facts отмечают, что за последние два десятилетия количество случаев школьного насилия уменьшилось в два раза. Де-факто, американские школы образца 2000-х годов намного безопасней школ образца 1970-х. Другое дело, что здесь нет предела совершенству - и жизни, и теоретически здоровью детей и подростков не должна угрожать ни малейшая опасность. Однако, по мнению авторов, идеала не достигло ни одно государство: "приходится признать, - пишут они, что абсолютно безопасной школы никогда не существовало и не может существовать в принципе".

Инструкция

В любом случае, все американские школы пользуются инструкциями, подготовленными Министерством Образования. В ней обозначены признаки, на которые стоит обращать внимание при работе с детьми, и вопросы, на которые стоит искать ответы (текст инструкции на английском языке доступен здесь). Упор делается не на физические методы защиты школ (например, на установку металлодетекторов или содержание охраны), а на профилактику подобных преступлений. В частности, детей рекомендуется поощрять делиться со взрослыми тем, что говорят их сверстники о мести, организации убийств, стрельбе и иных подобных темах.

Это объясняется тем, что подавляющее большинство школьных убийц делились своими планами со сверстниками и однокашниками. Показательная история произошла в 1987 году. 12-летний мальчик был отличником и гордостью школы в штате Миссури. Однако он был очень толстым, и среди сверстников не пользовался популярностью. Однажды он принес в школу пистолет и застрелил своего одноклассника (одного из лидеров класса), после чего застрелился сам. На протяжении недели перед этим убийца пытался рассказать о своем намерении другим школьникам, но его никто не слушал. В 1997 году массовое убийство произошло в школе Bethel High School (Аляска): 16-ти летний подросток застрелил своего обидчика, ранил еще двух школьников, а позднее убил директора школы. Он был арестован, кроме него за решетку попали двое его приятелей, которые знали о планах резни, но не предприняли ничего, чтобы предотвратить убийство.

Меры безопасности

Тем не менее, американские школы прибегают и к традиционным мерам безопасности. В 2003 году Национальный Центр Образовательной Статистики США опубликовал доклад о том, каким образом американские школы защищаются от потенциальных убийц. Как оказалось, почти в 70% школ дежурят охранники или полицейские, в 91% учебных заведений подобные функции выполняют также сотрудники школы или члены родительских комитетов. В 53% школ входы и выходы запираются посленачала и до окончания занятий. В 92% школ все визитеры обязаны зарегистрироваться и объяснить цель своего посещения. В каждой десятой школе США использовались металлодетекторы или металлоискатели. По сравнению с 1999 годом популярность этих мер существенно выросла.

Потенциальные убийцы

В 2006 году в журнале Journal of Adolescent Health была опубликована статья (называется Подростковое Насилие: Как Защититься? Как предсказать?), в которой специалисты по детской психологии сформулировали признаки, на основании которых можно выделить ребенка, потенциально склонного к совершению преступлений.

Они разделены на четыре группы. К "индивидуальным" отнесены, например, такие: дефицит внимания, гиперактивность или проблемы с обучением; опыт "агрессора" или "жертвы"; употребление табака, алкоголя иили наркотиков; низкий интеллектуальный уровень; конфликты в семье; антисоциальные взгляды и пр. К "семейным" проблемам относятся авторитарные воззрения родителей по отношению к детям; жесткие методы наказания, практикуемые в семье; пассивность родителей; низкий уровень образования родителей и т.д. К "школьным" - отторжение со стороны одноклассников; вовлеченность в подростковые группировки; плохая успеваемость; связи с людьми, имеющими криминальный опыт, и пр. К "общественным" факторам риска отнесены высокий уровень бедности в квартале (городе, селе, районе), где живет ребенок; отсутствие возможностей для экономического развития и пр.

По материалам Washington ProFile

Коментарі

Вичерпно.Без коментарів
Dhoqx Dhiakp 15:38
0
Поставив +, але с деякими аспектами статті я не згоден.
"В общей сложности, за 20 лет - с 1986 по 2006 год - в США произошло 80 случаев нападений убийц на школы."
Статья - сплошные эмоции и ноль пользы. 4 случая нападения на школы в год!!! 1 раз в квартал. Это лишний раз доказывает - проблемы нет вообще. Она высосана из пальца и раздувается в СМИ. Для сравнения - от обычного гриппа в США ежедневно умирает 73 человека, на дорогав в ДТП гибнет 38 человек. Покушений на самоубийство - порядка 820 в сутки.
Никакой проблемы "дети и оружие" не существует. 4 случая в год не тянут даже на категорию несчатный случай, а больше подходят под "феномен" или "случайность"
+1

Вы учли, что число жертв (убитых и раненых) каждого нападения исчисляется десятками? Поговорим о психологических последствиях для уцелевших?.. Это же дети!
Невідомий користувач   17:38
0

Навіть якщо це один випадок на рік, на Україні я такої "висмоктаної з пальця проблеми" взагалі не хочу фіксувати
0

Да, Борис, я учел что количество всех жертв за 20 лет, меньше чем только в киеве гибнет на дорогах за полгода. Или в самих США за неделю от гриппа.
0

Наталка, прблеми намає взагалі. Тобто її не існує, вірогідність стати свідком чи жертвою такого випадку дорівнбю фактично нулю. Висмоктати з пальця можна все що завгодно.
0

пане Юрій, якщо ця тема - пуста, навіщо вона роздувається? Просто щоб привернути увагу чи щоб прикрити інші соціальні проблеми?
Politiko – перша українська політична соціальна мережа, яка об'єднує політиків, експертів, журналістів, лідерів партій та виборців України в рамках одного співтовариства.

Записи по темі