Приведём методичку для волонтёров-агитаторов.
"В разделе "Методика первого контакта" ее авторы советуют волонтеру:
- Подойти к двери и остановиться напротив глазка, "чтобы были видны лицо и руки". "Если двери не открываются и к Вам обращаются из-за двери, скажите: "Здравствуйте, меня зовут… Я активист/волонтер Партии регионов. Хочу рассказать Вам о программе "Социальная карта …".
- Выслушайте ответ и ожидайте ответной реакции. - Если дверь остается закрытой, оставьте спецвыпуск газеты "..." [партийное издание местных регионалов] в двери по согласованию с хозяином. Извинитесь за беспокойство и уйдите", — указано в брошюре.
- "Люди остро чувствуют любую фальшь. Если по какой-то причине (вам испортили настроение или вы приболели) вы не можете сохранить доброжелательное настроение, отложите миссию волонтера на некоторое время, дайте себе отдохнуть", — советуют составители методики. Немало места в ней посвящено и тому, как должен выглядеть волонтер при общении. В брошюре подчеркивается, что "внешний вид — главная составляющая первого впечатления!" Вот эти рекомендации:
- "Поставьте себя на место собеседника и постарайтесь одеться так, чтобы не раздражать его". "Повседневная работа с людьми требует удобной одежды". "Дорогие дамы! Не надевайте вызывающие и вечерние туалеты с глубокими вырезами, броские украшения — это будет мешать работе". "Дорогие мужчины! Избегайте двух крайностей. Во-первых, ни в коем случае не носите тренировочные, спортивные брюки или шорты — Вы не на отдыхе, а выполняете важную социальную миссию. Во-вторых, не надевайте деловой (офисный) костюм с галстуком — стиль начальника не располагает людей к доверию". Обувь "Ей стоит уделить отдельное внимание. Поскольку вам придется проводить много времени на ногах: - дамы, откажитесь от каблуков; - мужчины, не надевайте новую (неразношенную) пару. Учтите и то, что большинство людей раздражается при виде грязной обуви".
- Парфюмерия "Вам будут встречаться сотни и тысячи совершенно разных людей, поэтому пользоваться парфюмерией следует очень умеренно. Среди ваших собеседников могут оказаться люди с иными пристрастиями к запахам, а также аллергики".
- Украшения "Настоятельно рекомендуем перед началом работы снять дорогостоящие украшения. С одной стороны, вы можете вызвать раздражение у людей с низким материальным достатком, с другой — подвергаете себя опасности, привлекая внимание хулиганов и воров".
- Голос "В общении с незнакомыми людьми важны каждое слово и интонация. Ваш голос должен быть спокойным и мягким. Слишком громкий голос рассеивает внимание и раздражает, слишком тихий — создает дискомфорт, поскольку трудно понять, о чем идет речь. Не следует говорить с надрывом, слишком быстро, скороговоркой. Слова нужно произносить четко и спокойно". Речь "Ваши предложения должны быть короткими и простыми.
- Не употребляйте научные и политические термины, а также сленг, поскольку не все жители их понимают и не обязаны понимать.
- Избегайте в общении с жителями словосочетания "я знаю", поскольку это признак превосходства. - Употребляйте взамен "понимаю вас" — это демонстрация заинтересованности и сочувствия".
- Волонтеру запрещается "в пренебрежительном тоне говорить о соцпрограмме, правительстве, нашей партии", спорить с жителями. "Выслушав претензии, нужно ответить: "Вы — умный человек. Владея информацией, вы сами разберетесь и примете правильное решение". Оставляйте последнее слово за собеседником. В конце разговора просто поблагодарите его, — советуют авторы методики. Также они запрещают "на нетактичность и грубость собеседника отвечать тем же": "Помните, что это вы нарушили покой, а не он. Поэтому в ответ на грубость лучше извиниться за беспокойство и уйти. Если при этом Вам удается оставить грубияну наши информационные материалы — уже хорошо".
А ось реакція мудрих людей на ситуацію.