Читаю книгу некого В.Билинского "Країна Моксіль, або Московія". На основе анализа трех старых книжиц по истории России, активно разыскивая в них противоречия, автор пытается доказать, что основным населением Московского княжества были не русы, а финно-угры. Если убрать слюни, по поводу того, что все в российской истории построено на лжи, а также обширные цитаты из этих трех книжиц (пардон, еще Большой Советской Энциклопедии), то все его многословное доказательства состоит из нескольких пунктов, чего я считаю для опровержения такого государствообразующего "мифа" маловато. Но для праздного чтива домохозяек и подпитки ненависти укр.националиста к Московии" вполне достаточно. О всех его доказательствах как-нибудь потом, остановимся на одном, самом, как я полагаю, главном.
По мнению автора, почему русь не могла составить основу населения Московского княжества - это невозможность русов заселить столь обширную территорию, мол, незачем, оседлым земледельцам, пробиваясь сквозь непроходимые болота и дремучие леса, заселять новые территории. Осваивали новые территории воины-колонисты и миссионеры, которые христианизировали местных аборигенов, а потом выдавали его за натуральную коренную русь.
В принципе, выглядит логично, однако есть одно "но". Автор - украинец и не знает особенности жизни на русском севере. Конечно, надднепрянцу, имея "родючие" черноземы, во время тихой украинской ночи резона поднимать одно место и сквозь хащи осваивать туземные территории нет. Однако, во-первых, северяне более мобильны, суровые условия жизни, короткое лето, толкали их на другие виды добычи пропитания помимо земледелия: охота, рыбный промысел, торговля, подработка на другой стороне или просто грабеж. Они неприхотливы, готовые работать круглосуточно и терпеть лишения, чтобы не только прокормить себя, но и обогреть. Во-вторых, полит.события, будь-то войны между боярскими группировками в Новгороде, нашествие татар или просто желание приключений и наживы, часто толкали их сменить место жительства, а для неприхотливой натуры - это раз плюнуть. В-третьих, автор "Страны Моксель", говоря про непроходимые болота и леса, забывает про реки, эти артерии, позволяющие минуть любые рельефы, и являлись основным коридором переселения славян.
Как это практически происходило легко проиллюстрировать на примере заселения русскими земли Вятской. Летописи говорят, что заселение происходило из Новгорода (не будем спорить, кто суть новгородцы - русские или мокша) в 12-13 веках. Началось с того, что новгородская дружина плыла по Вятке, увидела чудский город Болванский, захватила его и основала город Никулицын. Дальше народу еще прибыло из Новгорода, основали Хлынов (Вятку, он же Киров) и Котельнич. В те времена для основания города много людей не нужно было - три ладьи, вот и городишко. Говорят археология эту летопись подтверждает, но не суть важно. Перейдем к временам более поздним, о которых мы можем говорить по более надежным источникам.
Благодаря переписным книгам 17-18 века, мы можем получить представление о население многих, если не всех волостей России. В них нет никакой идеологии, просто переписано население всех городов, дворов, деревень для целей взимания "тягла" или "оброка", т.е. налогообложения. Возьмем переписную книгу Хлыновского (Вятского) уезда 1629 или 1710 годов. По сути, на 500 страницах можно легко перечесть все население этого края, оно не многочисленно, Хлынов - несколько десятков дворов, деревня - пара-тройка семей. Прибавив к этому повторяющиеся фамилии, вполне реалистично, что жители того края могли быть потомками новгородцев на нескольких ладьях тремя веками ранее приплывших сюда.
Возьмем деревню моей прабабки - Тюмень. В переписной книге 1629 года ее нет и Якушка Коновалов, будущий основатель деревни, живет в др.деревне - Отяцкой. В переписи 1710 появляется займище Якова Коновалова, где согласно переписной книги: "во дворе Агафон Данилов сын Сенов 30 лет у него жена... во дворе Василей Васильев сын Момаев 30 лет у него брат... во дворе Василей Сусоев сын Устюжанин 45 лет у него жена...", 6 человек плюс, наверное, дети: они тогда не переписывались, женщины, кстати, тогда переписывались первый раз. Интересна фамилия Устюжанин, местный мокша такую фамилию себе не выдумает, четко показывает откуда пошел предок - из Устюга. Момаев происходит от укр.прозвища Мамай, был даже такой мифический казак, памятник которому на Майдане Незалежности. По данным переписи 1859-1873 годов в деревне Тюмень уже 113 человека (без детей), полтора века - 18 кратный прирост, фамилии те же - Момаев, Сенов, Устюжанин, правда прибавилась Зеленин, прабабка рассказывала, пара семей Зелениных приехала позже. Есть целые генеалогические исследования по вятскому краю: рекордсмен по размножению - фамилия Казаковцев: из одного представителя в 17 веке, в 1891 их стало аж 188, а мамаевцев из 8 стало 781, Киселевых - из 5 - 887, Носковых - из 8 - 567. Можно еще продолжать (http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka8_4_4&NUMBER=number8)
Да у моей прабабки из д.Тюмень было 5 братьев и сестер, у др.моей бабушки по другой линии из деревни Гудины, что неподалеку, - 8. Большое количество детей было нормой. Жили небагато, климат суровый, семьи были большие, трудиться приходилось много; прабабка всегда спала сидя, никогда не ложилась. Так и выживали среди лесов и болот... и при этом никогда, ни при какой власти на жизнь не жаловались; за все, что имели, благодарили Бога. Вот, и весь секрет заселения "великоросами" больших территорий и совсем не обязательно записывать удмуртов русскими, своих ресурсов хватало.
А названия рек в тех местах - Быстрица (такое же название, как у реки в Зап.Украине), Гнилуха, Снигиревка, Дощера. Мордва явно бы так не назвала. В переписях встречаются деревни (починки) Русановская, Мотовиловская, Протасовская, Шуляевская, Короваевская - названия до боли знакомые киевлянину. "Откуда у парня испанская грусть" - откуда у чуди и веси такие родные киевские названия за тысячи верст непроходимых чащ от Киева, тем более как говорит автор "Страны Моксель", сообщение меж частями земли русской было слабое. Моя прабабка, коренная вятчанка, говорила "пити", "ходити", заканчивая инфинитив по-украински. Обращалась она ко мне "Дениско", используя украинский звательный падеж. Кстати, переписные книги других народов Вятской земли, например, местных удмуртцев велись отдельно от русских. Мордвин, удмурт, чуваш всегда знал кто он и никогда не был русом. Язык у них был свой, национальная одежда своя, русские женщины никогда чалму не носили, брюк не одевали.
Так что автору "Земли Моксель" чем камерально штудировать Карамзина, выискивая, где великий историк противоречит сам себе, почитал бы исторические документы в оригинале, а лучше поехал бы сам маршрутами переселения славян, поговорил бы с народом, покопался бы в землице. Так делали настоящии историки, археологи и этнографы, но видно для получения свидомитской премии достаточно, как сектант из Библии, повырывать цитатки из контекста опусов великих историков и доказывать, что белое - это черное.
Из нациков -историков нормально написал Пивторак)))В попытке разрушить миф о братских народах)))
у меня есть в блоге
"Жалованія" не позбавлять?